Пятница, 19.04.2024, 16:20Главная

Категории раздела

Весьегонск [9]
Все о нашем крае
Автомобильная тематика [4]
Речная тема [7]
Все о реках, теплоходах, состояния дел на речном флоте, ну и конечно рыбалке.
Железнодорожная тема [0]
История края [7]
Исторические справки, очерки, статьи и т.д.

Наш опрос

Что делать с мусором по берегам?
Всего ответов: 182

Статистика

Поиск

Весьегонск, статьи о городе и крае
Главная » Статьи » Весьегонск

Коробейники на колёсах

Недавно в селе Горинском Даниловского района прошёл сход жителей. Тема актуальная: у кого покупать хлеб? Постановили: покупать его будут в магазине райпо, а владельца «повозки» из Ярославля попросили больше хлеб не привозить.

автор Виктория ГЕФЕЛЕ    фотограф Ирина ПИЧУГИНА

Комментариев: 0

 

Для горожанина это буря в стакане воды. Но для горинцев дело серьёзное. Жителей здесь наперечёт. Купят люди хлеб в автолавке – значит, в магазине он залежится. Куда его потом? И райпо поставило вопрос ребром: мы-де должны точно знать, сколько лоточков хлеба завозить в магазин. Селяне призадумались. Даниловское райпо из своей пекарни возит хороший, свежий хлеб – ничего не скажешь. А ярославская автолавка – мороженый… Выбор в здешних местах невелик, и горинцы приняли решение.

Выбор, впрочем, невелик не только в этих местах, а по всей ярославской периферии. Соответственно ему и подушевой оборот розничной торговли. Для примера: ярославец в квартал тратит в среднем на покупки более 22 тысяч рублей, житель Переславля-Залесского – 19 тысяч. А на среднестатистическую душу населения в Брейтовском и Тутаевском или Большесельском и Некрасовском районах приходится менее восьми тысяч, в Ростовском и Рыбинском районах – по 6,4 и 6,36 тысячи рублей за квартал. То есть в три раза меньше... Но это цифры 2009 года. В комитете потребительского рынка при департаменте АПК Ярославской области прогнозируют: по итогам 2010 года оборот должен увеличиться примерно на 7,8 процента.

И кабы не выездная торговля, что делали бы обитатели деревушек, затерявшихся в лесах и болотах, вдали от шумных трасс? Посмотришь на карту области, на какую-нибудь её отдалённую точку и призадумаешься: как они там живут? Голодово да Перемошье, Мошники, Веска да Сносы... Туда разве что пунктирчиком показано направление. Есть ли там кто зимой? Или оживление только летом, с приездом внуков да дачников?

Всё это «зона рискованной торговли». А частный предприниматель не всегда отважится на риск. Хотя власти оказывают поддержку «торговле на колёсах». Есть областная целевая программа «Поддержка потребительского рынка на селе» на 2009 – 2011 годы.

Председатель областного комитета потребительского рынка Валентина Шишина рассказала:

– В 2010 году из областного бюджета предоставлено две субсидии на 5 млн. 536 тысяч рублей. 1 млн. 379 тысяч рублей – на поддержку бытовых комплексных приёмных пунктов и 3 млн. 336 тысяч рублей – на горючее для выездной торговли. Плюс 600 тысяч рублей в сумме выделяют на эти цели местные бюджеты.

Деньги предназначены на компенсацию затрат индивидуальных предпринимателей и торговых организаций по доставке товаров в отдалённые населённые пункты. Благодаря этой поддержке организована выездная торговля более чем в тысяче отдалённых населённых пунктов Ярославской области.

Районные администрации ежегодно проводят конкурс на обслуживание деревень, где нет магазинов. Победителем становится тот, кто предложит цены пониже, разнообразный ассортимент, самые разветвлённые маршруты. Потом, по графику поездок, коммерсантам компенсируют стоимость горючего. А горючее – это жизненно важный вопрос, ведь расстояния в глубинке от одной деревеньки до другой меряются десятками километров.

Коробейники на колёсах – это выражение так и просится на язык, когда на пустынных дорогах в сельской местности видишь грузовую «Газель» какого-нибудь предпринимателя. Впервые таких коробейников довелось повстречать года три назад возле какой-то крошечной деревушки. От неё к трассе через поле вела узенькая тропинка. И тут, прямо у автобусной остановки, шёл торг – прямо с кузова «Газели». Покупатели – старик и старушка, единственные, как выяснилось, обитатели деревни. Соседи. Бабуля покупала сахар, кекс и насмерть замороженные куриные окорочка. А дед вдобавок взял несколько пачек «Примы» и пару бутылок дешёвого портвейна – дело было накануне 23 февраля, Дня защитника Отечества. Говорят, это нарушение: для торговли алкоголем необходимы лицензия и стационарное помещение... Ну что ж, уважили деда, нарушили разок ради праздника...

В ряде районов наибольшая доля в товарообороте – у потребкооперации. Это Некоузский, Пошехонский, Первомайский, Любимский, Борисоглебский и Мышкинский районы. От 21 до 49 процентов. Председатель комитета по муниципальному заказу, под­держке предпринимателей и охране прав потребителей Некоузской районной администрации Николай Ильич Логанов сообщил: у них обычно все маршруты берёт одним лотом облпотребсоюз. В районе потребкооперация процветает: аж три её организации обслуживают район. Одно сельпо – в Борке. Другое – в Шестихине. А остальная территория закреплена за Некоузским райпо. Оно давно известно многим жителям Некоузского и смежных районов – этому райпо принадлежит хлебозавод на станции Волга. А здешний, волжский, хлеб с нетерпением ждут за сотню километров от Волги.

Даже в Брейтовском районе в дальних сёлах на остановках спозаранку толпятся местные жители – поджидают хлебную автолавку из посёлка Волга. Вроде и свой хлеб есть, но брейтовские гурманы ждут волжский!

Николай Логанов дополняет: сегодня предприятия потребительской кооперации обеспечивают население в глухих деревнях не только продуктами. Выполняют заказы: кому привозят аспирин или йод, кому-то газетку или журнальчик.

Кооперация ещё тем мила районным властям, что там всё прозрачно с бухгалтерией, включая зарплату и отчисления в различные фонды. У предпринимателей бывает так: показали положенные 4300 рублей – минималку, а остальную зарплату – в конвертиках...

Зато в посёлке Урдома, в Тутаевском левобережье, мы наблюдали, как народ толпился у автолавки местного предпринимателя, игнорируя райповский магазин. Там и ассортимент не такой, да и здание магазина больно обшарпано...

Выездная торговля становится всё более популярной. В Рыбинском районе автолавки курсируют по 129 деревням, в Пошехонском районе – по 120, в Некоузском – по 108.

Между прочим, в другой областной целевой программе – «Развитие сельского хозяй­ства» предлагается в перспективе рассмотреть вопрос возможного расселения части населения мелких населённых пунктов в сёла и деревни, получившие развитие. Иначе, считают авторы программы, создаются значительные проблемы с торговым, медицинским обеспечением, электроэнергией и связью...

Основной контингент, который обслуживает выездная торговля, проживает в деревушках с населением пять человек или чуть побольше. Вот и зампред Некоузского райпо Сергей Лакутин говорит:

– И необязательно, чтобы далеко от райцентра населённый пункт находился. Тут и в двадцати километрах от Некоуза есть деревни, где по две-три бабушки живут. Вот в станиловскую сторону, прямо на трассе, есть такие Судбища и Бабья-Гора. В одной пятеро, а в другой – два жителя... Иной раз просят: милый, дескать, привези какое-нибудь лекарство. А то и попросит: заплати за свет – самой не выбраться. Зарплата у продавцов – с оборота. От него – премии и ставка. Зар­плата достигает тридцати тысяч рублей. Так ведь и вставать нужно спозаранку – в пять утра и весь день колесить в дождь и холод...

А магазины закрываются. Так, в этом году закрыли магазин во Власихе Некоузского района. Там всего четыре жителя осталось: сама продавщица, её муж да дедок с внуком – жителем Питера, который решил покинуть назойливую цивилизацию и осесть в глуши...


http://www.sevkray.ru/news/10/22246/



Источник: http://www.sevkray.ru/news/10/22246/
Категория: Весьегонск | Добавил: saygon3 (16.01.2011)
Просмотров: 1017 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz