Череповецкий парк речных судов активно пополняют мощные и удобные в эксплуатации моторные лодки нового поколения. Еженедельно в Череповце становится на 20 — 30 маломерных судов больше.
Их общее количество уже достигло семи тысяч. По словам специалистов, в городе наблюдается настоящий лодочный бум: у людей возвращается интерес к плаванию на маломерных судах, о котором многие позабыли в 1990е годы.
Но сегодня череповчане покупают лодки уже не для того, чтобы добраться от города до дачи, а все больше для развлечений с оттенком «экстрима»: рыбалки, охоты и просто водных прогулок с ветерком.
Как говорят инспектора по маломерным судам, в ведении которых находится в том числе и регистрация лодок и катеров, названная цифра в 7 тыс. судов — далеко не предел. Так, в 2006 году в Череповце было зарегистрировано 5 тыс. маломерных судов, через год — уже 6 тыс. В этом году прибавка составила еще 1 тыс. единиц, и есть все основания полагать, что спустя год количество судов на череповецких реках увеличится на столько же. При этом в общем парке судов примерно 70 % составляют относительно новые плавсредства, остальное — старые суда с приличным сроком службы.
— Новых судов становится больше, — рассказывает руководитель череповецкого отдела государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Надежда Багулина. — При этом растет не только количество лодок, но и меняется их предназначение. Если раньше люди покупали их как транспортное средство, чтобы перевезти грузы или пассажиров в какой-то населенный пункт, то теперь лодка — это отдых и туризм. Меняется материал лодок: сегодня покупают те суда, которые легки в транспортировке, с корпусом, например, из ПВХ. Растет мощность лодочных моторов. Раньше не было моторов мощнее 30 л. с.: Россия таких вообще не выпускала, а импорта не было. Теперь мы говорим о мощностях в 60 — 80 л. с., а в отдельных случаях и более 100 л. с.
Наибольшим спросом, как показывает опыт, пользуются суда в ценовом сегменте от 20 до 50 тыс. рублей: это в основном надувные лодки из материалов, которые позволяют легко перевозить судно в машине и хранить его зимой, например, в гараже. Рынок более дорогих судов, стоимостью от 100 тыс. рублей (речь идет в основном о катерах и яхтах), практически не развит: в общей сложности в городе насчитывается 17 парусно моторных судов (официальное название яхт) и, по разным данным, порядка 20 больших катеров (точной статистики нет). Как говорят продавцы судов, в основном катера и яхты принадлежат состоятельным «фанатам» судов именно таких типов.
В последнее время права судоводителей начали активно получать женщины, что также говорит о приближении маломерных судов к потребителю.
— Для женщин нет никаких поблажек, сдают экзамены в общем порядке, — уверяет Надежда Багулина.
Сезон продаж водной техники сейчас практически завершен, и предприниматели, занимающиеся этим делом, подводят первые итоги.
— Ежегодно мы продаем примерно по 100 моторных лодок, и этот год не исключение, — рассказывает владелец магазина «РояльМарин» Александр Соловьев. — Сейчас очень много берут в кредит. Как правило, покупают сразу лодку и мотор к ней, потому что при такой схеме есть скидка. Продается много разных судов, но больше всего спрос на лодки из ПВХ, они относительно дешевые (20 — 50 тыс. рублей) и удобные. С ними на Рыбинское водохранилище без проблем можно ездить: кинул в машину, приехал, надул и поплыл. Правда, нужно еще докупить разные вещи, которые ГИМС требует: спасательные жилеты, черпаки и так далее. Как правило, это все вместе приобретают. Также неплохо покупают обычные гребные лодки из пластика, но на них спрос поменьше. Гидроциклы очень редко покупают. Это уже для фанатов в основном: некоторые по четыре гидроцикла у себя держат.
Как отмечают бизнесмены, наиболее популярная лодка — с корпусом из пластикового материала, оснащаемая мотором мощностью 15 — 30 л. с. и способная развивать скорость в 45 км/ч.
— Лет семь-восемь назад, когда еще не было речи ни о каких правах на маломерные суда, мы начинали с лодочных моторов, — вспоминает директор магазина «Оружие» Юрий Мойсейчик, который, наверное, первым в городе стал серьезно торговать водной техникой. — Мы стали дилером американской фирмы «Меркурий», и дело пошло. После экспериментов с продажей катеров примерно три года назад мы полностью переключились на маломерные суда. Сейчас торгуем, например, лодками из термопласта, это очень прочные лодки ценой до 80 тыс. рублей. Корпус некоторых из них выдерживает колющий удар ножом, мы это клиентам показываем, если не верят. Лодка легко складывается и перевозится. Благодаря делению на сектора у нее отличная «живучесть». В хорошие месяцы уходит по 20 — 30 таких лодок. Есть еще такое популярное судно, как «Ниссан Марин»: его делали для мутных вод Южной Америки, а у нас их берут те, кому нужно ездить по нашим мутным водоемам. Средняя цена — 30 тыс. рублей с мотором мощностью 10 — 18 л. с.
Среди покупателей таких судов самую активную группу составляют владельцы дач, расположенных вдоль небольших рек типа Мологи, Суды или Петуха. Профессиональные рыбаки, которые предпочитают проводить значительное время на том же Рыбинском водохранилище, выбирают более консервативные лодки с алюминиевым корпусом. «Это просто привычка», — утверждают владельцы лодочных магазинов.
— Вот эта лодка называется «картоп», от английских слов «кар» — «машина» и «топ» — «верх», — работник лодочной верфи «Афалина» перекрикивает визг режущего инструмента. — Такие лодки перевозят на верху машины. Они весят 30 — 40 килограммов, развивают скорость до 30 км/ч на моторе мощностью 5 л. с. Один картоп мы можем сделать за три дня, и он будет стоить от 7 до 15 тыс. рублей. Практически все лодки мы делаем по своим проектам. У шефа красный диплом кораблестроителя, он сам занимается разработкой корпусов и дизайна своих лодок.
Лодочная верфь «Афалина» производит лодки из водостойкой фанеры уже больше десятка лет.