Так уж повелось в России, что и выбор пути развития, и имидж территорий всегда в первую очередь определялся личностью, стоящей во главе региона. Тверская область сегодня ассоциируется с инновациями и внедрением современных технологий в самых разных отраслях, вплоть до сельского хозяйства, медицины и даже социальной сферы. Всё это напрямую связано с именем губернатораДмитрия Зеленина.
Каким он видит будущее Верхневолжья? Как должны работать чиновники, а общество — участвовать в принятии управленческих решений? Об этом глава региона рассказал еженедельнику «АиФ в Твери».
— С нового года повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но качество услуг растёт пока ещё медленно. Как найти управу на коммунальные службы?
— Качество работы ЖКХ — это полномочия муниципалитетов и управляющих компаний, однако мне постоянно приходится участвовать в решении этих проблем, потому что качество жизни людей — это главное. Если вы видите, что общая сумма в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг выросла больше чем на 15 % — жалуйтесь, потому что это незаконно. За подобную самодеятельность на днях отстранён от должности Сергей Уделов, директор «Управляющей компании Московского района Твери». Надеюсь, это станет для всех уроком!
Рост тарифов сам по себе едва ли сможет обеспечить повышение качества услуг. Здесь гораздо важнее контроль граждан за управляющими компаниями. К сожалению, люди крайне редко обращаются в жилищную или административно-техническую инспекцию. В Ржеве, к примеру, две недели назад отключили воду, но жалоб по этому поводу практически не было. Так какой смысл управляющим компаниям «исправляться»?! А ведь нормально работать в этой сфере можно, и хорошие примеры есть. В Твери это управляющие компании «Фаворит», «ЖЭУ-22» и некоторые другие.
Особо хочу сказать об уборке снега. Муниципалитеты решали этот вопрос плохо. Разве это нормально, когда для очистки дорог требуется личное вмешательство губернатора? За безобразную подготовку к зиме снят с должности Олег Николаевский, начальник Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери. Многим главам городов и районов сделаны последние предупреждения. Дошло до абсурда: в Вышнем Волочке в муниципальный контракт по уборке улиц тротуары вообще не включены! Я неоднократно встречался и с руководителями коммерческих структур, объяснял, что уборка 5-метровой зоны вокруг организаций — их обязанность! Тех, кто этого не понимает, ждут штрафы.
-Что делается в области для поддержки социально незащищённых слоёв населения в связи с ростом цен?
— В Тверской области меры социальной поддержки не ограничиваются только теми, которые требует федеральное законодательство. Это моя принципиальная позиция. В нашем регионе бюджетники получат повышенные зарплаты уже в следующем месяце: принято решение проиндексировать их оклады не с 1 июня, как предусмотрено на федеральном уровне, а с 1 февраля. Расширены возможности для получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
На прошлой неделе мной принято ещё одно решение: право на компенсацию зубопротезирования получат все пенсионеры с доходом ниже двух прожиточных минимумов. Кроме этого в нашем регионе стоимость единого социального проездного билета — одна из самых низких в стране, очень многое делается и для многодетных семей. В районах работают социальные автомобили, что получило высокую оценку на федеральном уровне.
Селу помогут инновации
— Ассоциация инноваций и развития информационных технологий опубликовала рейтинг госслужащих, которые наиболее эффективно участвуют в модернизации российского общества. Среди руководителей регионов вы заняли второе место после мэра Москвы Собянина. Как Вы объясняете такой успех?
— Такое положение в рейтинге можно трактовать как признание конкретных результатов, достигнутых нашей областью в реализации инновационных проектов. Для нас это особенно важно, потому что у нас нет нефти и газа. Наше «золото» — это талантливые люди, и я поставил задачу их максимально поддерживать. За последние пять лет число инвестиционных проектов в Тверской области перевалило за 70 на общую сумму более 120 миллиардов рублей. Почти треть из них получает поддержку региональной власти. Особенно крупные инновации реализуются на «Савёловском машиностроительном заводе» и «Ржевской электромеханике». Многие наши молодые учёные побеждают на конкурсах, выигрывают гранты, их разработки применяются в экономике региона (например, в очистке воды, переработке бытовых отходов). У нас есть венчурный и залоговый фонды, обратившись в которые, можно получить в том числе и финансовую поддержку. В феврале Тверская область включилась в проект «Национальная инновационная система». На развитие научных инновационных программ планируется выделять 500 млн рублей в год. Это говорит о том, что нам доверяют: мы зарекомендовали Тверскую область как регион, открытый для инноваций.
— За последние годы появились примеры успешного развития сельхозпредприятий, которые были отмечены на международных выставках, например, на «Зелёной неделе» в Берлине. Как вы в целом оцениваете перспективы развития сельского хозяйства в нашем регионе?
— Сельхозпредприятия, которые понимают необходимость внедрения новых технологий, уже сегодня демонстрируют серьёзные успехи. На «Зелёной неделе» наш регион представляли компании, продукция которых хорошо известна тверичанам: «Ратибор», племзавод «Заволжское», «Верхневолжский животноводческий комплекс»… Все они с помощью региональной власти сумели привлечь для своего развития многомиллионные инвестиции. Вслед за лидерами на новый уровень выходят и другие сельхозпроизводители. В деревне Вёски Лихославльского района будет крупнейший в России центр по производству и реализации мытого фасованного картофеля. На территории Молоковского района развивается инновационный проект по разведению скота галловейской породы. Важнейшие соглашения с инвесторами подписало сельхозпредприятие «Свободный труд» Кашинского района. Можно приводить ещё примеры, но я думаю, понятно: сельское хозяйство может развиваться. Но проблемы здесь накапливались более полувека, и решить их можно только через реализацию по-настоящему современных, инновационных проектов.
В глубинке — как в столице
— В Вашем рабочем графике всегда много встреч с самыми разными людьми. Чего Вы ждёте от общения с ними?
— Я, по сути, не кабинетный работник, у меня в неделю до 5 поездок, в том числе и в районы. Максимальная открытость власти — это и есть суть политики обновления, объявленной на государственном уровне. А замечания жителей очень часто свидетельствуют о недоработках властей на местном уровне. В каждом городе и районе, к примеру, должны быть составлены списки: когда планируется капитально отремонтировать тот или иной дом, благоустроить улицу, установить детскую площадку. На деле же до сих пор не везде это есть, и жители не могут получить ответы на свои вопросы. Приходится вмешиваться в ситуацию. К сожалению, люди привыкли надеяться на «доброго царя», даже в вопросах благоустройства своего дома или двора. А кто должен за это радеть, как не сам житель, ведь он собственник? Если не хватает опыта — поможем. Где-то — советом, где-то финансами, где-то и власть употребим.
— Вы регулярно совершаете поездки в муниципалитеты, в феврале побывали в Ржеве и Вышнем Волочке, в Кимрах. Какие задачи Вы ставите перед местными властями?
— Главное — чтобы чиновники относились к гражданам, как к своим руководителям, и все жители были для них равны. Наша задача — создать в районах условия для комфортной жизни, не уступающие столичным. Например, скоро в Ржеве появится мультимедийный образовательный киноцентр. Администрации области пришлось потратить немало сил, чтобы убедить федеральный центр в необходимости его строительства.
Приходится констатировать, что не все главы проявляют активность, чтобы включиться в реализацию новых проектов. Тем, кто плохо работает, мы будем уменьшать поддержку, а помогать станем тем, кто умеет действовать эффективно. Сейчас большая часть помощи областного бюджета районам и городам распределяется на конкурсной основе. Тем самым мы даём сигнал общественности оценить, соответствует ли выбранная местная власть своим обязанностям. Мне хочется отметить, что для улучшения жизни людей очень многое сделано в Западнодвинском, Весьегонском и Нелидовском районах. Чего не могу, например, сказать, об Осташкове.
Каким будет регион?
— Дмитрий Вадимович, сейчас идёт активное обсуждение Стратегии развития региона до 2020 года. Каким Вы хотели бы видеть Тверскую область в будущем?
— Наш регион я хотел бы видеть развитым, привлекательным, независимым экономически, в том числе в плане продовольственной безопасности. Важно понимать, что Тверская область — не придаток Москвы и Санкт-Петербурга. Она должна стать территорией, где есть возможность достойно трудиться, а у молодёжи есть стимул оставаться на родной земле. Для реализации намеченных планов необходима длительная, кропотливая работа и обязательно политическая стабильность, а не какие-то революционные потрясения. Скоро нам предстоят выборы депутатов Законодательного собрания области. Я прошу наших жителей прийти на избирательные участки и голосовать за тех людей, в ком вы уверены, а не за общие фразы и красивые обещания. Я уверен, мы обеспечим достойное будущее и нашей тверской земле, и всем, кто живёт на ней. У нас появится ещё больше современных производств, высокооплачиваемых рабочих мест, школы и больницы будут оснащены новейшим оборудованием, а жизнь станет такой же интересной, как в столицах. К нам уже возвращаются многие из тех, кто в своё время туда уехал. И таких людей, я надеюсь, будет всё больше.
*Подробнее о том, какие меры социальной поддержки населения действуют в нашем регионе и как их получить, читайте в следующем номере «АиФ в Твери».
http://tver.aif.ru/issues/881/03_01