Среда, 24.04.2024, 08:54Главная

Наш опрос

Что делать с мусором по берегам?
Всего ответов: 182

Статистика

Поиск

Календарь

«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Главная » 2013 » Февраль » 4 » Как на этой на белой березе да сидела пташка-канарейка…
17:58
Как на этой на белой березе да сидела пташка-канарейка…
Вот доживем до Троицы и поедем на Моложский залив святой день встречать. Там Галина Михайловна Сазанова со своими певуньями будут петь да хороводы водить, завьют березку, распотешат народ звонкими частушками и так омоют песнями наши души, что они каждой стрункой чисто и радостно зазвенят в ответ. Для Барановского фольклорного хора это будут уже юбилейные гулянья. Ровно 45 лет назад впервые вышли на сцену скромного сельского ДК эти простые деревенские женщины, чтобы напомнить напевы своих прабабок – живую воду народной песенной культуры они впитали вместе с материнским молоком.
 


Приняли их не сразу – первый блин комом вышел, так ведь червонное золото блестит меньше самоварного. Галина Сазанова вела своих земляков от песни к песне, как по вехам, постепенно и упрямо пробуждая генную память. Сегодня этот хор известен на всю Россию. Ему рукоплескал Большой зал им. Чайковского, его творчество приезжали изучать из института имени Гнесиных и Санкт-Петербургской консерватории, свой интерес высказывала IOFA – Международная организация по народному творчеству при ЮНЕСКО. Его записывали на пластинки и диски, о нем писали книги и снимали фильмы. А самое главное, в его репертуаре около двухсот песен – хороводных, протяжных, шуточных, лирических, игровых – и несколько обрядов, собранных в деревнях Весьегонского района. Галина Михайловна восстановила и записала их – вернула из небытия.

О женском возрасте говорить не принято лишь до известного предела. Ей 76 – уже можно. Живет одна – с любимой кошкой. Раньше был пес, так ведь собачий век короче людского. Семья? А как же, есть! Это хор, который она создала и которому служит упрямо, истово и ни в какую не поступаясь принципами. 

– Она нам даже улыбаться не разрешает! Ни ногой лишний раз топнуть, ни рукой взмахнуть, – любовно посмеиваясь, сообщают самые молодые ее солистки. Теперь в хоре они, слава Богу, уже появились. – Помаду – ни-ни: когда в деревнях бабы губы красили? Мы говорим, так ведь бабы тогда по избам сидели, а мы на сцене! Твердит: нельзя, девочки, надо, как было.

«Девочки», конечно, не всегда слушаются, она сердится, но потом прощает. Барановский хор аутентичный, Галина Михайловна не просто слова и мелодию воспроизводит, она по крупицам восстанавливает манеру исполнения, интонации, даже движения. Чудо из чудес – нотной грамоты Сазанова не знает до сих пор, и записать все это ей помогали в Твери, уже позднее, когда она привозила эти бесценные находки. Как хранила? А в голове, смеется она. 

Впервые я увидела Галину Сазанову солнечным июльским днем, когда Весьегонск принимал на своей земле областной фестиваль национальных культур «Две родины в сердце моем». На крыльце районного Дома культуры явно немолодая, но статная и ладная женщина в народном уборе дивной красоты потчевала нас хлебом-солью и сочно выпевала:

– Добрый день, гости званые да желанные! Зачем вы к нам приехали – за лисам, за куницам или за красным девицам? Может, стать постоять да себя показать, может, песню спеть да сплясать… Коль вы с таким к нам добром, милости просим в наш дом! 

Помнится, подумала я тогда, что вот ведь все сказано и никаких речей больше не надо: в короткой сазановской запевке воплощена суть той самой толерантности, о которой столько говорят и спорят ученые, политики, журналисты.

А позднее, слушая Галину Михайловну, знакомясь со спасенными ею песнями, убеж-
далась, что в них неизменно выражаются народное мироощущение и нравственное чувство. Безвозвратно потеряв их, а Сазанова нередко воспринимала их из уст последних носителей, мы оскудели бы духовно.

– У нас в деревнях во всей округе на праздник в каждом доме пели и плясали, – вспоминает Галина Михайловна. – И частушки сыпали и стар и млад. 

Так что пела Сазанова всегда, сколько себя помнит. Очень часто вовсе без аккомпанемента – как здесь говорили, «про себя». А еще здесь поют «под язык» – это когда одна запевает, а другая мелодию выводит, вроде как помогая. Голос у Сазановой еще хоть куда, и она с удовольствием показывает: тира-тира-тира тари-тарита... Ну и так далее. Ни в какие артистки она, конечно, не готовилась – пошла на льнопрядильную фабрику, да случилось так, что ее, первую певунью, попросили временно поработать в местном клубе, который как раз без заведующей остался. Праздники скоро, нужно концерт самодеятельности готовить, а некому. Галина отправилась созывать «артистов», но молодежь отмахивалась. Вот сельская учительница и подсказала: позови бабушек, они раньше собирались старинные песни попеть. И она пошла из дома в дом…

Деревенские бабки на сцене – непривычная картина. Аплодисментов на их долю не досталось, и деревня над ними долго посмеивалась. Застеснявшиеся бабки решили поставить крест на своей артистической карьере, но Сазанова своим чутким слухом уже уловила далекие отголоски будущего успеха. И решила не сдаваться.

Чего ей только стоило уговорить этих смущенных, разобиженных сельских женщин! Кланялась, сулила славу, а потом на хитрость пошла: мол, выступать не заставлю – нужно старинные песни просто записать на магнитофон. Так и начались их репетиции. Сначала певуний у нее было пять, потом восемь, наконец, одиннадцать. Без неприятностей не обходилось – то подслушают их пение и пойдут смеяться по деревне. То слух распустят, что она собирает баптисток, и задразнят «попом». То всерьез убеждают: брось эту затею, «не годятся твои артистки петь на магнитофон».
Она отвечала: а я так сделаю, чтобы годились! И водила «артисток» репетировать то к себе домой, то на ферму – в пристройку, где молоко сдают. И постепенно бабульки сами вошли во вкус. Как это бывает в любом возрасте, мы на примере бурановских бабушек недавно видели, но я вам скажу со всей ответственностью: эти старушки из дальних, глухих тверских сел куда больше были достойны аплодисментов. 

Почти никого из первых ее солисток уже нет на этом свете. Синева Надежда Григорьевна с деревни Задний Двор – замечательная была певица, вздыхает Галина Михайловна; а еще Семкина Мария Дмитриевна с Приворота, Круглова Анна Ниловна из Баранова... Какие самородки – с дивными голосами, с безошибочным художественным чутьем! Светлая им память и земной поклон. Это именно они принесли ей первые местные песни. Галина Михайловна в память все откладывала, а лучшее они разучивали.

А теперь посмотрим на календарь. Шли 60-е годы, когда любой репертуар утверждали художественные советы, и даже народные песни не всегда прорывались в их идейно стерильные уши. Обычно клубные коллективы послушно пели десяток-другой «проверенных» песен. Как Сазанова посмела составлять репертуар на свой страх и риск? Знаете, уже за одно это она заслуживает большого уважения.

Время шло. Их в райцентре в музыкальной школе специалисты послушали, и женщины приободрились: такие солидные люди хвалят и улыбаются! Первое серьезное выступление пришлось на 100-летие Ленина в 1970 году. В торжественный юбилейный концерт районной самодеятельности «взяли» четыре их песни. Две из них были хорошо известны и бытовали в разных уездах. А две местные, которые хор исполнил впервые: «Помышленьица да того не было» и «Ельник да березник». Были они вообще-то хороводными, но сазановские артистки пока еще хороводы не водили – просто спели и всем понравились. В том числе и высокопоставленным гостям – слава Богу, у них хватило вкуса и понимания. Бабушкам поаплодировали, стали приглашать на районные смотры, а Галина Михайловна с ними уже и другие песни готовила – и хороводные, и обрядовые. Приехали гнесинцы, 20 песен у них записали и очень настойчиво советовали на популярные не размениваться – исполнять только свои, местные. Репетировать Сазанова теперь могла в полное свое удовольствие – были бы время да силы. 

Репертуар с каждым годом становился все богаче и колоритнее, выступления на областных смотрах все успешнее. Весьегонских певуний приглашали на пушкинские праздники в Берново, они начали выезжать за пределы области, и пошла слава о Барановском фольклорном хоре по всей Руси великой. 

Международный фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера» в Архангельске, Всесоюзный фестиваль театрализованных праздников, Всероссийская творческая мастерская по фольклору, Всесоюзный смотр фольклорных коллективов… Ох, всего и не упомнить! Новгород, Углич, Устюжна, Ярославль… Ну и Москва, конечно, – об этом я уже говорила. В 1981 году Галину Михайловну наградили медалью «За трудовое отличие» – на скромную долю клубных работников такой почет выпадал редко. А в 1988 году фирма «Мелодия» записала пять ее песен. 

К тому времени хор уже получил звание народного и стал, как теперь бы сказали, брендом Весьегонского района. О нем сняты два серьезных, профессиональных документальных фильма – «Командировка в Россию» (Тверское областное телевидение, 1991 год) и «Держите светильник в сердцах» (ЦСДФ, Москва, 1993 год), а любительских и не счесть. Заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории, президент Российского фольклорного союза Анатолий Мехнецов от хора пришел в восторг и очень высоко оценил то, что делала Сазанова для сохранения традиционной русской танцевально-песенной и обрядовой культуры. Это именно он объяснил ей, как важно записать все, что она уже узнала и еще узнает, – со словами, нотами, описанием действия и движений. Она собралась не сразу, а потом районный ДК долго не мог раздобыть денег на издание этой совершенно уникальной книжки. 

Книжку свою она назвала ««Тверь наша губерня. Крешнево деревня!» – так в старину здесь пели. Вышла в свет она в 2009 году и содержала десятки песен, частушек, наигрышей, обрядов, записанных в деревнях и селах ее родного Весьегонского района. Там и ноты есть, и зарисовки основных хореографических движений. Жаль, тираж мал, она очень быстро стала редкостью. Эх, хорошо бы переиздать! 

– Уж ты Семушка-Семионушка, ты не топай ногой, не качай головой. Не качай головой, мне не жить за тобой… – Галина Михайловна напевает негромко, сидит ровно, но глаза посверкивают ярко и молодо. А я вспоминаю, как видела однажды: знаменитая азербайджанская танцовщица Амина Дильбази уже в нынешних сазановских годах слушает мелодию, под которую блистала когда-то. Она вроде и не двигалась вовсе, но в ней вибрировала, играла и уже плясала каждая жилка. 

Неудержимое время само проводит в хоре свою ротацию. Какой уж по счету состав готовится встретить его 45-летний юбилей? Удивительное, редкое по нашим временам чудо, но хор помолодел: бабушек в нем осталось всего пять, но влились, не давая ему распасться, сотрудницы районного ДК и салона народных ремесел. Они ездят по области с концертами, радуют земляков по большим праздникам. Тане Штундер 32 всего, Светлана Галина тоже совсем молодая. А вот Антонине Александровне Бурякиной из деревни Бараново уже 79, но душа ее, как в полет, в пес-
ню просится. Этот щемящий песенный зов мы сегодня слышим нечасто.

– В Крешневе уже молодых не осталось, – говорит Галина Михайловна. – Разъезжаются. И когда выступаем, не всегда послушать приходят. Старинные обряды подзабыты – в 60–70-х еще что-то оставалось, а теперь…

Теперь все – как везде. Машина с кольцами, пупс в белых оборках. Одни и те же ритмы, и слова – из взбесившегося принтера. Кажется, с этим уже ничего не поделаешь. Или, может, попытаться?

– Да какие у меня могут быть планы? – отмахивается она. И тут же сообщает: – Вот закончу вторую книгу…

Будет она о весьегонском свадебном обряде. Снова ходит Сазанова по окрестным деревням и даже на тот берег Мологи заглядывает – может, у них чего сохранилось? Слушает, записывает, рисует. Денег на издание у нее, конечно, нет, но она машет рукой: мое дело написать, а потом кто-нибудь поможет. И то верно. Быть такого не может, чтобы не помогли. Люди очень внимательно наблюдали свадебный обряд, над описанием которого она сейчас работает. Галина Михайловна его ставила в салоне народных ремесел с настоящими молодоженами. Может, он возродится хотя бы в деталях – знаете, даже они могут придать самому, казалось бы, отлакированному событию свежесть и колорит. 

Она упрямо движется к цели. Как тогда, 45 лет назад, когда вся деревня смеялась и не верила, что ее седые «артистки» завоюют сцену. Так ведь они все же одолели крутые горки! И еще не то сделают – у Сазановой настрой серьезный. 

– Новый костюм шить буду, – сообщает она на прощание. И делится великой радостью: подарили ей два куска «настоящей материи». А то она свой костюм старинный, семейный, в «Карагод» отдала – это фольклорный ансамбль заслуженного деятеля искусств России Евгении Засимовой. Очень знаменитый, титулованный, но – ей-богу! – ничем не лучше Барановского хора. Они в Весьегонск на Масленицу приезжали: уж как ее в Весьегонскегуляют – любо-дорого смотреть. Ну она и одарила гостей – широко, по-нашенски. А костюмы хору просто необходимы – именно такие – не фабричные, а настоящие. Очень хочется, запевая, ощущать, как руками вытканный, живой холст с каждым вздохом на груди подымается. Так бабки и прабабки певали, а в великом таинстве народной песни мелочей нет. Ткани как раз на сарафан и на кофту хватит. 

Кофта у нее будет красная, однотонная, а сарафан – в меленькую красную клеточку. 

http://www.tverlife.ru/news/65351.html

Просмотров: 663 | Добавил: saygon3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz