Удивительна все же участь Пушкина в русской истории и литературе! Его способность увековечивать всех, к кому хотя бы однажды обращался его проницательный взгляд, не имеет себе равных. Кто помнит учителей Достоевского и Толстого? А Куницын остался навсегда – и в стихах, и в истории. Не так много сведений сохранилось о личности Александра Петровича Куницына (1783–1840). В 1783 году в семье дьячка села Кой Кашинского уезда Тверского наместничества (губерний в ту пору еще не было) Петра Лаврентьевича Куницына родился сын Александр. К 14 годам Александр смог получить начальное двухгодичное образование. Скорее всего, сам отец обучал его дома – до уездного города от села Кой не близко, а десяти–двенадцатилетнего мальчика оставить в Кашине было не у кого. Но последние два класса духовного училища Александр учился уже в Кашине – с 1797 по 1799 годы. Училище размещалось в задней части Дмитровского монастыря. Для небольшого города с населением около трех тысяч человек это было очень неплохое учебное заведение. Среди выпускников Кашинского духовного училища – и первый архиепископ Аляски и Америки Иоанн Болотов (ныне прославлен как святой Иоасаф Кадьякский). Получив начальное духовное образование, Александр Куницын был направлен в Тверскую духовную семинарию. Здесь он учился с 1799 по 1804 год. Семинария располагалась в кремле, примерно на месте нынешнего стадиона «Химик». Как окончивший по первому разряду выпускник, Александр получил право продолжить образование в столице и был переведен в СанктПетербургский педагогический институт. В 28 лет Куницын оказался в новооткрытом Царскосельском лицее – и в истории. Вы помните: когда возник лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей… 19 октября 1811 года Куницын произнес одну из принятых по протоколу речей, причем, по воспоминаниям лицеистов, оказался в очень невыигрышном положении. Предыдущий оратор до того усыпил публику, что, как писал Иван Пущин, «…публика видимо пугалась и вооружалась терпением». Однако речь Александра Петровича, посвященная естественному праву, была до того живой и интересной, что «все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели уже были не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему: верный знак общего внимания и одобрения!». И это при том, что «слушатели» были лет двенадцатитринадцати. Куницын преподавал логику, психологию, право, финансы. В XVIII – начале XIX веков в первую очередь старались дать базу. Учащиеся заучивали книги наизусть, часто не понимая их или плохо понимая. Учили языки – древние и новые. Лишь в конце учебы давали толкования, но их тоже заучивали. В результате получалась действительно сильная школа, но творческие способности у 90 процентов учащихся отбивали навсегда. Как смог Куницын стать великим педагогом с такой системой образования? Чудом? Лицеистов учили лучшие. Но набрать среди всех учителей империи действительно творческих личностей оказалось очень трудно. Учитель словесности Николай Фёдорович Кошанский, эстет и умница, учивший лицеистов профессионально писать стихи, бывал изрядно раздосадован «нестандартным» мышлением юного Пушкина. Юрист и правовед Куницын оказал большее влияние на будущего великого поэта, чем профессиональный словесник. И это было не результатом образования, а результатом глубокой педагогической интуиции, дара Куницына. Достаточно прочесть поздние статьи Пушкина о России, ее месте в мире, государственности и законах, чтобы увидеть, как много значили для него те давние лицейские уроки. Проживи Пушкин дольше, мы наверняка имели бы богатое наследие его в этой области. Не случайно портрет Куницына находим в рукописи, где Пушкин изобразил свой воображаемый «старческий» профиль. За два года до смерти Пушкин подарил Куницыну «Историю пугачевского бунта» издания 1834 года. Впрочем, он лучше сказал о своем уважении и благодарности Куницыну в своих стихах: Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена... (1825) В заключение зададимся вопросом: где должна бы быть мемориальная доска А.П. Куницыну? Исполнилось 230 лет со дня его рождения. В селе Кой Сонковского района состоялись праздник и небольшая научная конференция. А много ли мест в области, которые помнят учителя Пушкина? Увы, нет. Давно сломано здание Кашинского духовного училища, еще до революции переехала из кремля Тверская семинария, а здание ее, построенное изначально с дефектами, пришлось разобрать. Две церкви, обе в руинах, в Дмитровском монастыре и в Кое – вот, собственно, и все здания, которые на Тверской земле помнят Куницына. Да еще два старинных дуба (им сильно за двести лет) остались в Кашине там, где прежде стояло здание духовного училища. Их видел юный Александр Петрович, под их сенью грыз свой гранит науки. Обиходить бы их… Все мы с детства помним пушкинское «Лукоморье». У автора этих бессмертных строк был любимый учитель, у которого ведь был тоже любимый уголок на земле. Который не грех почтить его землякам. Павел ИВАНОВ http://vedtver.ru/news/28164
|