Четверг, 25.04.2024, 15:05Главная

Наш опрос

Что делать с мусором по берегам?
Всего ответов: 182

Статистика

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Главная » 2010 » Октябрь » 2 » Путешествие т/х Весьегонск из Красноярска в Диксон
09:49
Путешествие т/х Весьегонск из Красноярска в Диксон

Путешествие на Крайний Север: Брошенная земля


Таких судов, как толкач Ота по Енисею ходят сотни
Таких судов, как толкач Ота по Енисею ходят сотни
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Главное, чтобы в магазине не кончалась водка, а в море - рыба[фото]

Этой осенью самому северному населенному пункту России - поселку Диксон - исполняется 95 лет. В далеком 1915 году на берег небольшого островка сошли люди, построили первые избы и радиостанцию. И вот накануне юбилея, в Диксон по следам покорителей Арктики отправился корреспондент "Комсомолки", чтобы узнать, как сегодня выживают люди на Крайнем Севере.

Маршрут, по которому пришлось пройти нашему корреспонденту

На край земли в каюте матроса

Как и большинство жителей нашей Великой Родины, я никогда не был на севере. Мое воображение рисовало картины занесенных снегом полярных станций, бородатых геологов на вездеходах, радушных аборигенов, подносящих гостям строганину из оленины. На деле же все оказалось совсем по-другому…

В далеком 1915-м по Енисею в Диксон теплоходы не ходили. Чтобы туда добраться, нужно было долго плыть на корабле из Архангельска, рискуя остаться зимовать во льдах. Спустя почти век способов добраться до Диксона тоже не особо много - автомобильных и железных дорог за Северный полярный круг не проложили. Поэтому или самолетом, или теплоходом. По берегам Енисея, от Красноярска до Диксона лежат десятки деревень, забытых богом и людьми. Летом добраться можно лишь по реке, и идущие по Енисею теплоходы – единственное, что надежно связывает эти селения с большой землей.

Читайте также:

В самом северном поселке России 700 человек остались отрезаными от материка

Погрузка идет круглосуточно. В этот раз в трюмы опускают соду для «НорНикеля»
Погрузка идет круглосуточно. В этот раз в трюмы опускают соду для «НорНикеля»
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Недалеко от Красноярска теплоход "Весьегонск", стометровый бронтозавр с синей краской на боках стоит у причала вот уже несколько дней. Трюмы его раскрыты, глотая порцию за порцией огромные мешки с содой. На этом судне мне и плыть до самого края земли.

В порт пройти довольно просто - называешь название судна, и все.

На свежевыкрашенном капитанском мостике судна пусто. До отплытия еще часов 12. На корме, на обыкновенной лавочке, какие в советское время сотнями стояли по паркам и скверам, сидят и курят два паренька в промасленной робе.

В каждом мешке по несколько тонн соды
В каждом мешке по несколько тонн соды
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

- Если ты к капитану, то он спит, устал после вахты, - говорит один из них. - Сейчас отведу к главному механику, пусть решает, что с тобой делать.

Главный механик "Высьегонска" Олег Караваев возлежал на широкой койке в своей каюте, и смотрел телевизор. И явно не хотел, чтобы его отвлекали.

- Доча, сделай тише, - скомандовал он, и из-за шторки, разделяющей каморку пополам, выскользнула девочка лет 13 и тут же убавила звук. - Ну что, люксов у нас тут нет, поселим в каюте для матроса. Нина Ивановна, проводи человека в девятую.

Девятая каюта оказалась небольшой комнаткой, площадью около шести квадратных метров. Чем-то напоминает купе в вагоне СВ, только комфорта поменьше. Из удобств умывальник, койка, и шкаф, под завязку забитый одеялами и простынями.

В таких же каютах живут и остальные матросы, а вот апартаменты командования куда больше и комфортнее, да и находятся на втором этаже надстройки.

Жил отважный капитан…

Ближе к ночи в мою каюту зашел капитан. Это был высокий мужчина лет пятидесяти. Но ни парадного белого костюма, ни сияющей, словно солнце, кокарды на фуражке на нем не наблюдалось.

Капитан «Весьегонска» Сергей Ананченко редко надевает форму. Только перед поездкой к начальству на берег
Капитан «Весьегонска» Сергей Ананченко редко надевает форму. Только перед поездкой к начальству на берег
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

К слову, форму на судне никто не носит: матроска Нина Ивановна расхаживает в розовом спортивном костюме, кок Майя - в белом халате поверх гражданской одежды. Матросы, механики и помощники капитана тоже кто в чем. Ни бескозырок, не тельняшек. Хотя теплоход для всех этих людей второй дом. А разве нужна дома какая-то форма, если в обыкновенной одежде куда комфортней? Да и в жестких условиях спецовка быстро приходит в негодность.

- Ну что, карась, по реке ходил когда-нибудь? - отважный капитан дружески хлопнул меня по плечу. - Мы из тебя тут настоящего судоводителя сделаем, будешь рулить у меня! Я Сергей Иванович, фамилия моя Ананченко. Капитан этого судна. Ну, пойдем, покажу тебе пароход.

На "Весьегонске" капитан служит всего год.

- Вообще, я 31 год как на флоте, - рассказывает про себя капитан, затягиваясь сигаретой. – Пошел из-за соседа. Он уже тогда уже был капитаном ВМФ, ну мне и понравилась его форма. Решил поступать в мореходку. Выучился. Сначала служил на военных кораблях, потом на гражданские перебрался. В скольких странах был - не упомнить. А вот на старости лет занесло меня на Енисей.

В деревянном шкафчике в рубке кроме карт и книг в специальных ячейках лежат штук двадцать флажков разных стран, в которых бывал Сергей Иванович.

Дома капитана ждет жена, и сын с семьей.

- Внучку я очень люблю, ей всего девять лет, - улыбается отважный капитан. - Все время просит меня: "деда, возьми меня с собой". А как я ее возьму, когда мы месяцами дома не бываем? Некоторые берут, вон Нина Ивановна наша, с ней лет пять дочь проходила, Оля.

- А как же женщины на борту? - старое морское поверье, что «баба на корабле к беде», все не давало мне покоя.

- Да ерунда это, - широко улыбается Сергей Иванович. - Иная женщина куда лучше чем мужчина свое дело делает.

«Возим все: и холодильники и арбузы»

Тем временем, у нас заканчивалась погрузка. Грузчики-докеры вместе с матросами закрывают трюмы, а на палубы уже опускают краном две легковые машины. На берегу суетятся хозяева, опасаясь за своих «ласточек».

Машинам на палубе Весьегонска плыть до самой Дудинки
Машинам на палубе Весьегонска плыть до самой Дудинки
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

- Эй там, на палубе, аккуратней, - кричит полный мужчина, чей «форд» уже устанавливают докеры. – Я «тачку» сыну на день рожденья в Норильск отправляю! Поцарапаете – не расплатитесь!

Рядом туда-сюда бегает невысокая барышня, размахивает руками, и кричит в телефонную трубку.

- Дима, кто тебе сказал, что машину стоит отправить шесть тысяч? Тринадцать, не хочешь?

Ее «Лада» 99 модели уже стоит внизу, надежно привязанная.

К борту Весьегонска пристает кораблик поменьше, и матросы Серега и Карим начинают выгружать на палубу нашего теплохода обыкновенные холодильники.

- Смотрите не поцарапайте, кому они ободранные нужны, - кричит на парней боцман. – Давай их в пустую каюту, рядом с моей.

Матросы выбирая якорь, постоянно советуются с рубкой
Матросы выбирая якорь, постоянно советуются с рубкой
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

- А вообще, что мы только не возим, - ловит мой взгляд стоящий рядом третий помощник капитана Женя, парень лет 25. - И холодильники, и стиральные машины и арбузы: иной раз приходят и просят, «возьмите мол, до Дудинки пару тонн арбузов, родным покушать». Это ж сколько там родни, батальон?

После двух дней погрузки «Весьегонск» медленно отвалил от причала. Я уже было думал, что судно возьмет курс прямиком на Диксон, но, оказалось, нужно заправиться, получить масла для машины, и забрать деталь для какого-то важного прибора.

Меня поставили управлять теплоходом, правда недолго. Занятие – весьма интересное, но непростое
Меня поставили управлять теплоходом, правда недолго. Занятие – весьма интересное, но непростое
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Посреди реки стоит целая связка старых барж, в недрах которых плещется дизтопливо. Это бункеровочная станция.

- Чтобы дойти до Дудинки нам его нужно 30 тонн взять, - рассказывает главный механик Олег Караваев, пристально наблюдающий за закачкой «горючки». – Приходится лично следить, сколько нальют, а то могут и на полтонны кидануть, тут ребята ушлые.

По реке постоянно идут разные суда. Маленькие и большие
По реке постоянно идут разные суда. Маленькие и большие
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Следующая остановка - ночью в Подтесово, небольшом посёлке на берегу Енисея. Оказалось, тут живет почти вся команда, кроме третьего помощника.

- На берег отпускаю всего на час, - сурово молвит капитан. На причале уже стоит несколько машин, ждут родственников. Главный механик высаживает на берег свою дочь, она гостила у него на судне несколько дней. Девочка долго упрашивает отца взять ее с собой поход, но он непреклонен: скоро в школу.

- Почти не вижу дочку-то, - вздыхает Олег Караваев. – Восемь месяцев в походах, вдали от семьи. Не заметил как она выросла.

В Подтесово мы простояли почти всю ночь. Матросы наконец-то вернулись из дома, таща на борт сумки с гостинцами. Загрузили масло, забрали запчасти для какого-то важного прибора, дали прощальный гудок, отчалили, и взяли курс на Дудинку.

На палубе почти всегда безлюдно
На палубе почти всегда безлюдно
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Работа речников – не самая простая. По семь-восемь месяцев в отрыве от семьи. Вахты, туманы…

- Осуществляем мы навигацию с помощью нескольких приборов, - показывает мне рубку капитан, прихлебывая чай. – Это радар, gps-навигатор, и электронные карты. Есть еще и бумажные лоции.

Электронные карты пока есть не на каждом теплоходе – большинство речников покупают их за свои деньги, это очень облегчает работу. Говорят, такие карты появятся на всех судах уже на следующий год.

По берегам в черте Лесосибирска – футуристические строения
По берегам в черте Лесосибирска – футуристические строения
Фото: Илья ЛАБУНСКИЙ

Просмотров: 2469 | Добавил: saygon3 | Теги: Енисей, путешествия, Красноярск, теплоход, Дудинка | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz