Протесты любителей рыбной ловли по поводу введения платных фиш-карт были услышаны: правительство решило отменить платную рыбалку. Однако теперь выйти на митинги намерены предприниматели, вложившие миллионы в строительство рыболовных баз и зарыбление водоемов
Напомним, что весь прошлый год, вплоть до декабря, российские рыбаки-любители (а их в стране как минимум 25 млн) на улицах и в интернете протестовали против многострадального законопроекта о любительском рыболовстве, требуя бесплатного доступа к водоемам. В том числе, разумеется, и жители Верхневолжья, богатого реками, озерами и водохранилищами. Протестовали и до, и после того, как законопроект прошел общественное обсуждение и в него были внесены поправки. Любителей отдыха с удочкой не устраивала главная норма закона — введение фиш-карт стоимостью от 365 до 500 рублей, которые давали бы право ловить рыбу во всех водоемах страны. Деньги от их продажи Росрыболовство планировало направить на воспроизводство рыбы, мониторинг водоемов и мелиорацию. По итогам митингов письма с требованиями были направлены президенту, премьеру и в Госдуму. Но на тот момент эксперты говорили о том, что повлиять на судьбу фиш-карт шансов у рыбаков уже практически нет. Однако в начале этого года дело приняло совершенно иной оборот.
После состоявшейся на прошлой неделе встречи Владимира Путина с общественными организациями рыбаков-любителей глава правительства дал Росрыболовству поручения, касающиеся отмены платной рыбалки, которая нашим гражданам не по менталитету, а многим — еще и не по карману. В итоге ведомство исключило из закона «О любительской рыбалке» положения о платной фиш-карте. А заодно подготовило поправки в закон о сохранении водных биоресурсов, которые отменяют платную рыбалку на рыбопромысловых участках. После принятия этих поправок парламентом организовать платный лов будет можно только там, где водятся ценные и особо ценные породы рыб (например, на Кольском полуострове) и в искусственных водоемах.
Распределять участки через конкурсы для организации на них платной рыбалки разрешили в 2010 году. С того момента частникам было роздано около 6 тыс. прибрежных отрезков. И тут выяснилось, что все хорошие места стали платными. Например, в Казани стало платным абсолютно все, в Смоленской области — 47% площади водоемов, в Кемеровской — 30%, Челябинской — 20%. В нашем регионе, по данным министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, — 12%. Это 65 участков в Осташковском, Пеновском, Весьегонском, Бологовском, Западнодвинском и других водных районах. Правда, в некоторых муниципалитетах, в частности в Весьегонском районе, где были выиграны участки на реках Молога, Лань, Себла, Реня и др., платная рыбалка так и не была организована. Как нам рассказал глава района Александр Пашуков, его позиция в этом вопросе достаточно жесткая: если речь идет о реках, а не об озерах и прудах, требующих зарыбления, в которое нужно вкладывать немалые средства, то люди должны платить не за рыбалку, а за услуги — сделанные подъезды, организацию автостоянок и пунктов питания, установку мусорных контейнеров и т.д. Просто сидеть на речке с панамкой и собирать с приезжающих порыбачить деньги — не получится. Видимо, поэтому дальше разговоров и конкурсов дело не пошло.
Есть такие примеры и в других муниципалитетах. Но, побеседовав с предпринимателями, выигравшими конкурсы на участки в различных районах нашей области, мы выяснили, что среди них есть немало тех, кто уже вложил в развитие своих рыбных хозяйств и баз миллионы рублей. В результате в некоторых озерах Осташковского района, где раньше все живое было выбито электроудочками, теперь завелись даже раки, не говоря уже о рыбе. Проведено благоустройство, построена инфраструктура, нанята охрана, созданы рабочие места…
После решения властей об отмене платной рыбалки на рыбопромысловых участках эти предприниматели находятся в состоянии глубокого шока. «Фактически мы стали обманутыми инвесторами, — говорят они. — Но закон не может иметь обратной силы, и если нас все-таки лишат бизнеса, мы пойдем не только на митинги, но и в суд.
Вместо заинтересованных собственников, а именно их рассматривали раньше как основную силу для наведения порядка на российских водоемах, находящихся в плачевном состоянии, а также для воспроизводства рыбы, теперь на реках и озерах появятся бдительные общественные контролеры, которые грудью будут защищать водные ресурсы от браконьеров. Помимо этого планируется ввести жесткое лицензирование торговли сетями или вообще полностью запретить эти орудия лова. Решение об ограничении или запрете на продажу сетей приветствуют все участники конфликта. А вот в эффективности института общественных контролеров многие сомневаются. Во всяком случае, специалисты рыбоохраны считают его создание полнейшей утопией. По их мнению, лучше бы ужесточили наказание за браконьерство, которое в России до сих пор не приравнено к тяжким преступлениям. Максимум, что светит недобросовестному рыбаку, — два-три месяца лишения свободы, в то время как в Китае за браконьерство расстреливают. В Европе же за незаконную рыбную ловлю и охоту браконьеров вешали вплоть до начала XX века, и лишь затем наказание слегка смягчилось — теперь их просто лишают свободы. Лет на 20.
После доработки законопроект «О любительском рыболовстве» должен быть снова представлен правительству. Согласно опубликованной на сайте кабинета министров информации, вносить его в Госдуму планируется в апреле, а до этого — еще раз общественно обсудить.
|