Заслуженное признание
– Мне было очень приятно получить из рук губернатора Сергея ВАХРУКОВА диплом о победе в конкурсе, – признался в своем коротком интервью «УГ» по возвращению домой после награждения генеральный директор ОАО «Угличречпорт» Сергей БЕЛЯКОВ. – И в первую очередь потому, что эта награда не покупная, как сегодня нередко практикуется, когда за участие в том или ином конкурсе требуется заплатить, а присуждена за конкретные дела.
Одним из таких дел стала организация паромной переправы зимой в Мышкине. Когда губернатор узнал на награждении об этой инициативе угличан, он похвалил руководителя и сказал, что надо подумать, как сделать, чтобы и другие переправы (в Тутаеве и Некрасовском районе) зимой работали.
Кризис подстегнул инициативу
Инициатива, конечно, – прекрасное дело, но угличские речники решились на это не от хорошей жизни. Пресловутый кризис их к этому подтолкнул, заставив перестроить работу по многим направлениям.
– Прошедший год, сложнейший в экономическом плане из-за кризиса, мы прожили более-менее нормально лишь по той причине, что брались практически за любую работу. Не только за ту, что нам предлагали, но и за ту, что находили сами, – сказал, давая интервью нашей газете, Сергей Беляков. – Это принесло свои плоды в том плане, что мы к себе подтянули по поставкам песка и щебня на строительство дорог: Угличский, Мышкинский, Некоузский, Большесельский районы и даже часть Рыбинского. В основном, за счет выгрузки нерудных материалов именно в тех местах, где требовалось клиентам. Правда, для этого нам пришлось перегружать песок и щебень с доставлявших их по Волге теплоходов на свои мелкосидящие суда и с их помощью транспортировать груз к местам выгрузки.
В результате в 2009 году «Угличречпорт» поставил своим контрагентам щебня столько же, сколько в 2008 году.
Деньги должны работать
– Для увеличения объемов реализации продукции мы пошли даже на то, что стали отпускать дорожникам щебень не только без предоплаты, а, можно сказать, в кредит, – продолжил Сергей Александрович свой рассказ о деятельности предприятия в кризисном 2009 году. – Ведь чем деньги отличаются от финансов? Тем, что деньги – это то, что у вас в кармане. А финансы – это деньги, зарабатывающие деньги. Вот и мы, продав добытый песок и заработав деньги, стали покупать щебень и поставлять его дорожникам в долг, финансируя тем самым дорожную отрасль. В результате у них дело пошло, и они не только рассчитались с нами, но и стали теперь нашими постоянными контрагентами.
Спрос рождает предложение
Помимо этого, порт занялся реализацией силикатного кирпича из Череповца. А получилось так по причине остановки завода по производству кирпича, с которым угличан связывают многолетние партнерские отношения. Череповчане, перепробовав пески со многих месторождений, свой выбор остановили на песке из Углича, который полностью удовлетворил их требования. Чтобы как-то помочь своим друзьям из Череповца, угличане пошли на бартер и, взяв в счет расчета партию кирпича, реализовали его. По словам руководителя, «Угличречпорт» в своей деятельности стал ориентироваться не только на крупных контрагентов, но и на частных потребителей, которым в прошлом году было продано пятнадцать тысяч тонн песка и щебня.
Чтобы выжить, пришлось «сжаться»
Вот так, образно говоря, «копеечка к копеечке» и зарабатывали речники себе на жизнь. Однако избежать сокращения персонала им не удалось: чтобы выжить, надо было «сжаться». Вот и пошли на это, просчитав, что пока смогут обойтись меньшим составом ремонтной и линейной служб.
– Пока, – подчеркнул генеральный директор, – а как только ситуация в строительной индустрии и промышленности изменится в благоприятную сторону, мы постараемся всех вернуть на рабочие места.
И еще на одном моменте заострил Сергей Александрович наше внимание. Речная отрасль, по его словам, довольно-таки затратная. Новые суда, баржи стоят очень дорого. Поэтому в «Угличречпорту» пошли путем поддержания в рабочем состоянии имеющейся техники. И смогли в прошлом году поставить на один из пароходов новые дизели, а в этом году собираются капитально отремонтировать четыре двигателя еще на двух теплоходах.
Паромная переправа дала работу людям
Вот в такой обстановке в порту и пришли к идее организации паромной переправы зимой, чтобы загрузить часть народа (обычно отдыхающего в эту пору или частично занятого делами) работой.
– Большого дохода нам переправа не дает, можно сказать, что по нулям работает, а с учетом ремонта и в минусе, – признает экономическую неэффективность данной затеи Сергей Беляков. – Но эти 30 человек, или шестая часть коллектива, не берут денег из кассы порта, а сами их зарабатывают. Тройная выгода получается, так как этих людей все равно каким-то образом надо было содержать, переправу, где имеется наше имущество, надо было бы охранять, да еще около двух миллионов рублей затратить на оборудование ледовой переправы в соответствии со всеми требованиями. Плюс к этому налоги платить. А мы сейчас хотя бы часть всего этого закрываем за счет работающей переправы.
А теперь давайте взглянем на сей факт со стороны его социальной значимости. Во-первых, не было прервано сообщение трех районов – Мышкинского, Некоузского и Брейтовского – с областным центром. А во-вторых, ни один автомобиль в эту зиму, в отличие от прошлых, не ушел под воду, и ни один человек не погиб.
Конечно, организация зимней переправы существенно отличается от летней. И не только в том, что надо обкалывать причалы и баржу ото льда, а и в том, что в случае какой-либо поломки нет возможности заменить теплоход. Ремонт приходится делать на месте. Но ведь и в любом деле есть свои трудности, которые обычно решаются.
Все работали хорошо
Благодаря накопленному опыту работы в кризис в новый год угличские речники вступили с оптимизмом.
– Десятый год меня немного больше радует по сравнению с прошлым годом, когда подвижки по заключению контрактов начались лишь в апреле-мае, – отвечая на вопрос о планах своего предприятия, сказал Сергей Александрович. – А сейчас, когда в конце января побывал в Москве, Ярославле, Череповце и встретился с теми, с кем мы работаем, я уже имею конкретные цифры объемов на предстоящую навигацию. И это дает уверенность, что в текущем году мы сделаем больше, чем в предыдущем.
В заключение нашей встречи я попросил генерального директора ОАО «Угличречпорт» назвать лучших работников.
– Трудно сейчас выделить кого-то, – честно признался Сергей Александрович. – Назовешь одного, другой обидится, так как все экипажи работали хорошо. Отработали без поломок, в основном, благодаря добросовестному отношению к делу, которым отличается старшее поколение. Это хороший пример для молодых рабочих, которых готовим ветеранам на смену. Мы в прошлом году обучили четырех крановщиков, и сейчас еще трое на днях сдадут экзамены.
Профессиональное обучение немалых денег стоит, но здесь идут на эти затраты, так как именно за молодыми кадрами будущее «Угличречпорта».
Кстати
Угличане не являются пионерами в организации работы паромной переправы в зимнюю пору. В Кимрах, например, до того как пустили в 1978 году мост, зимой постоянно работала такая переправа. Но там она была устроена в таком месте, где лед был тонкий от постоянного сброса воды через плотину в Дубне. Работала паромная переправа и в Муроме, но там, кроме теплохода, держали еще и ледокол. В «Угличречпорте» ледокола нет, зато есть буксир, который и крошит лед.
Николай МОРОЗНИКОВ
http://uglich.ru/news/?newsid=6239