В День города и района, который жители края отметили совсем недавно, музей «проснулся» раньше всех. Он привык встречать гостей. Московские круизные лайнеры уже четыре года пришвартовываются у местной пристани. У трапа туристов хлебомсолью встречает и ведет на экскурсию по городу живая ростовая кукларак. А как же иначе? Благодаря известному ролику о его родном брате, забравшемся на герб Весьегонска, вся страна знает, где зимуют эти странные существа. А вместе с ним и заштатный, как говорили раньше, городок Весьегонск остался в памяти. – Ну раскрутили жители свой бренд, а дальшето чем удивлять будут? – думала я. – Ведь смородиновое вино, которым гостей угощают в дегустационном зале местного заводика, вареными раками не закусывают. Куда же вести туристов? В пивную, что ли? Нет, уверены весьегонцы, – в краеведческий музей! Потому что именно там усатые речные обитатели в количестве аж 170 штук «зимуют» в отдельной постоянно пополняемой экспозиции, растянувшейся на два выставочных зала. Рак здесь во всех ипостасях. Неповторимые авторские работы выполнены в технике ковки и литья, вышиты шелком и бисером, изображены на холсте и карандашом на листе бумаги, вырезаны из дерева, вылеплены из глины... Не свистят и не краснеют Собственный герб Весьегонск обрел еще в 1871 году. В Геральдическом регистре России, где этот символ значится под номером 770, утверждается, что такой рак в стране единственный, несмотря на то что эта живность водится во многих местах. Наверное, местные жители просто «застолбили» его первым. Кстати, они уверены, что к столу царицы Екатерины Великой наши прапрадеды доставляли именно раков. А не рыбу, не дичь, не мед… Наверное, при тогдашнем изобилии экологически чистых продуктов трудно было чемто выделиться. Но смекалистые весьегонские купцы нашлитаки свою, как сказали бы сегодня, рыночную нишу. Но при этом они вряд ли думали, как это отразится на судьбе и истории их родной земли. – Задумывая свою уникальную коллекцию, мы отталкивались от пословицы: «Что ни город, то норов, что ни село – обычай», – загадочно роняет директор музея Светлана Зелова, мой экскурсовод по залу, где выстроилась вся рачья рать. Среди экспонатов есть и старинные – например, керамические формы для овсяного киселя, и современные – скажем, забавно поющая и танцующая на камне яркокрасная электронная игрушка. По мнению Светланы Викторовны, занимающей свою должность уже 30 лет, у Весьегонска должны быть и другие символы. Прежде всего удивительная природа. В музее хранится пейзаж Валентина Серова, отражающий всю прелесть этих мест. Также из всей коллекции выделяется изданная в 1918 году брошюра чекиста Александра Тодорского «Год с винтовкой и плугом» – обобщение опыта советского строительства в весьегонском крае. Кстати, эту книжечку неоднократно цитировал сам Ленин. А вот замечательная кукла в народном костюме, символ знаменитого хора бурановских бабушек под руководством его создательницы и неутомимой собирательницы местного фольклора Галины Сазановой. И, наконец, деревянное резное панно «Моложская Атлантида» самодеятельного художника Владимира Арефьева – ностальгия по всему тому, что почти полностью ушло в 1939м на дно Рыбинского водохранилища. Тогда здесь строили ГРЭС, и власти не заботились о сохранении облика древней земли. История музея началась в мае 1919 года. Тогда он располагался еще в старом городе в большом каменном доме купца Богомазова и возник на волне национализации культурных ценностей из помещичьих имений. Сюда единовременно поступило около двух тысяч предметов дворянского быта – оружие, иконы, живопись, в том числе западноевропейская, огромный документальный фонд, богатейшая библиотека, основу которой составило личное собрание книг Федора Родичева, земского деятеля и депутата третьей Госдумы от кадетской партии. И горько, что от всех этих сокровищ ныне в Весьегонске осталось лишь чучело снежного барса из усадьбы помещика Виноградова… Поскребли по сусекам В здание, построенное в новом городе, музей перебрался (а по сути, открылся вторично) в мае 1945го, но смог просуществовать только до 1954го: школе не хватало классных помещений. Большинство экспонатов разъехалось в Москву и Тверь. Казалось бы, все – закончилась весьегонская краеведческая эпопея. Однако горожане не захотели стать Иванами, не помнящими родства. Поскребли по закуткам и бабушкиным сундукам и наперекор всему в 1967 году воссоздали экспозицию. Ее ядром стали предметы из Горского школьного музея, созданного Александром Виноградовым, великим знатоком краеведения, археологом и фольклористом, ходоком – по местной легенде – к министру культуры Екатерине Фурцевой, а ранее – даже к самому Владимиру Ильичу. В 1978 году детище энтузиаста стало филиалом Калининского государственного объединенного музея. Ныне жемчужина Весьегонска располагается в дореволюционном здании купца Логинова. Раньше эти помещения поочередно занимали маслодельня, колбасный заводик, типография. Стараниями музейщиков исторический памятник с фасадом, покрашенным веселой голубенькосиреневой краской, выглядит вполне достойно. Дворик с площадкой в форме рака тоже служит главному делу – в нем проводятся интерактивные мероприятия для местной детворы. Музей небольшой, но поводов для удивления здесь хватает. Вот один из них: сколько же исторических ценностей экспонируется в открытом показе на каждом метре этой подомашнему ухоженной сокровищницы! Археологические находки – каменные орудия труда, черепки древней эпохи, самое первое металлическое оружие. В залах крестьянского быта – уникальная местная двухсторонняя вышивка, керамический жаровой самовар, шитые золотом «сороки» – головные уборы весьегонских красавиц. В уголке городского интеллигента – старинная мебель, граммофоны, посуда и обувь, видовые открытки и даже английская печатная машинка с латинским шрифтом. Жаль, не осталось сведений о том, кто и что в начале прошлого века на ней печатал. Или, может быть, не таким уж медвежьим углом был наш дореволюционный Весьегонск? А о чем могли бы рассказать напольные гусли из дома священника Приселкова, аналог которых имеется разве что в музее Пошехонска? Картины, часы, оружие сохранил для потомков местный житель Михаил Титков. В период реквизиций купцы и другие состоятельные горожане просили приютить свои ценности до лучших времен. Сейчас в музейной коллекции ни много ни мало 11 тысяч экспонатов. Изза нехватки места многое прячется в хранилищах. Никто еще, к примеру, не видел здешнего собрания портретной живописи, вероятно, весьма богатого. Но музей упорно продолжает пополнять свои фонды. В нем, как в зеркале, отражается «норов» Весьегонска. Этого маленького городка, упорно «пятящегося» в свою затопленную волжскими волнами историю. Раньше это можно было бы назвать ностальгией, но сегодня, похоже, весьегонцы научились черпать в прошлом уверенность для своих нынешних больших дел. А разве не для этого, если вдуматься, подобные сокровищницы и создаются? http://www.tverlife.ru/news/70548.html
|