ГРАМОТА XV в. О СЕЛЕ ВЕСЬ ЁГОНСКАЯ Среди документов неспокойной эпохи великого князя Василия II Темного (1425 - 1462 гг.) была обнаружена Жалованная тарханная и несудимая грамота, выданная князем архимандриту Симонова монастыря Терентию на села Весь Ёгонская и Кузьмодемьянское с деревнями и пустошами в Бежецком Верхе. Тарханная грамота свидетельствовала о полном или частичном, но бессрочном освобождении духовного или светского феодала от княжеских повинностей. Несудимая грамота определяла привилегии судебного характера. Этот древний документ обнаружил известный русский археограф и архивист Н. В. Калачов (1819 - 1885 гг.). Ученый датировал находку серединой XV в. Новую научную публикацию этой грамоты осуществила 1958 г. советский археограф И. А. Голубцов. На основе исторических данных им была дана новая датировка грамоты: 1445 - 1453 гг. Именно в эти годы архимандрит Геронтий правил московским Симоновым монастырем (Этот монастырь строился более 25 лет с 41379-1405гг.).34
Турки полонили государство Трапезунд. Императорская семья Комненов спаслась бегством в Крым, где стала владельцем трех городов: Кафы (Феодосии), Судака и Манкупа. А когда турки в союзе с монголами стали угрожать и Крыму, то Комнены попросили князя Дмитрия Донского приютить их у себя. Им выделили лучшие земли в окрестностях Москвы, где они и воздвигли богатейший по тем временам монастырь. Ведь они были греко-христиане. Сам Стефан Комнен постригся и принял имя Симона. Дмитрий Донской создал для титулованных беженцев все условия - они получили право боярства и должности, достойные их знатного имени. Они служили в XV - XVI вв. воеводами, посланниками, стольниками, государевыми наместниками, а фамилия Комнен на Руси тут же исчезла. Ее переиначили на Комрин (позднее Ховрин) ("Советский музей". 1989г. №5.).
Из "весьегонской" грамоты узнаем, что село Ёгонская Весь принадлежало раньше светскому феодалу Михаилу Федоровичу Сабурову.* После смерти М. Ф. Сабурова его жена Олена "по своем муже по Михаиле, да и по себе", пожертвовала село Ёгонская Весь и село Козьмодемьянское (очевидно, нынешнее с. Чернецкое. - Авт.) с деревнями и пустошами Симонову монастырю. Только с селом Весь Ёгонская к монастырю отошли тогда деревни Перемут, Мышкино, Стрелица, Б. Двор, Горка, Противье. Такой значительный вклад был по силам лишь крупному родовитому боярину.
Вотчину села Весь Ёгонская боярин Михаил Сабуров мог получить, очевидно, в начале княжения Василия II, в 1425 -1430 гг., а дарение села монастырю произошло не ранее 1445 г. Так началась для Веси Ёгонской монастырская кабала.
Великие московские князья довольно щедро награждали за верную службу выходцев из Орды, отдавая им земли, присоединенные к Москве в тверских и новогородских краях, в том числе и в Бежецком Верхе. Даже в весьегонских местах (значительно позднее, в 1870-х гг.) землями владели такие помещики, как Ахматовы, Ханыковы, Дашковы, Ушаковы, Сабаневы, Бачмановы... В названиях этих фамилий присутствует тюркская основа.